Как проводить:1. Расскажите участникам, что в игре несколько раундов по 8-12 минут. В каждом раунде есть два спорщика. Остальные – зрители. Пока спорщики доказывают свой тезис, применяя уловки, зрители пытаются определить, какие уловки были использованы.
2. Вызовите первых двух добровольцев – спорщиков, усадите за стол, раздайте им в закрытую по 5-7 карточек со случайно выбранными софизмами.
3. Раздайте зрителям таблицы с софизмами.
Вы, как ведущий, выбираете тему для дебатов/спора и назначаете позиции спорщикам. Тема может быть любая, серьезная или развлекательная. Остальные участники следят за спором и пытаются определить используемые софизмы, сверяясь со своими таблицами софизмов. Для первого раунда рекомендуется пригласить в спорщики участников, которые легко и быстро могут формулировать аргументы.4. Ход дебатов:
спорщики по очереди приводят аргументы в поддержку своей позиции, используя софизмы из полученных карточек.
После озвучивания аргумента зрители пытаются определить софизм, который был использован. Зритель, угадавший софизм, получает 1 балл.
Карточка кладется в сброс. После этого наступает очередь другого спорщика приводить свой аргумент. Игра идет до тех пор, пока у спорщиков не кончатся карточки.
Далее идет подсчет набранных зрителями баллов и определяется победитель в раунде.
5. В следующий раунд за стол садятся спорить двое других участников, им назначается другая тема, и игра продолжается.
Проведя несколько раундов, можно подвести итоги: определить самого успешного охотника за софизмами (зрителя, набравшего максимум баллов по совокупности раундов), отрефлексировать собственные ощущения и возможные трудности.
Исходя из целей упражнения, можно варьировать правила, например, количество используемых в раунде карточек: раздать по 5-7 карточек, а потом добирать карточки из колоды. Можно добавить в игру больше карточек с корректными аргументами (см. набор карточек), чтобы участники учились отличать хорошие аргументы от плохих.
Пример раунда:Ведущий: – Играют Алиса и Борис. Алиса будет считать, что хинкали нужно есть руками, а Борис будет с этим категорически не согласен. Я раздаю вам по пять карточек. Начинайте.
Алиса: – Всем привет. Я действительно считаю, что хинкали нужно есть руками хотя бы потому, что так делают практически все.
Зритель 1: Апелляция к большинству!
Алиса: – Верно.
Ведущий: – Борис, вам слово.
Борис: – Да, спасибо. Ну, тут нужно выбирать: либо есть хинкали руками, либо быть приличным культурным человеком.
Зритель 2: – Апелляция к эмоциям!
Борис: – Нет.
Зритель 3: Ложная альтернатива!
Борис: – Да.
Ведущий: – Алиса, вам слово…
Комментарий. Игру лучше проводить после лекции по теории аргументации. Большего эффекта можно достичь, если участники заранее ознакомятся со списком софизмов.
Еще игра может быть использована как практикум для закрепления темы «Логические ошибки и уловки в аргументации».
Материалы:Список софизмов (ошибок и уловок в аргументации). Можно сделать свой список, либо воспользоваться готовыми вариантами: нашим или от проекта Obraz (
https://obraz.io/dt_gallery/logicalfallacies/)
Список рекомендованной литературы:Посмотреть классификации логических ошибок и уловок:
·
https://ru.wikipedia.org/wiki/Логическая_ошибка·
https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_fallacies (на английском)
·
https://www.fallacyfiles.org/taxonnew.htm (на английском)
·
https://obraz.io/dt_gallery/logicalfallacies/Почитать про корректные и некорректные аргументы подробнее:
Джо Лау, «Введение в критическое мышление и теорию креативности» (2019)
Patrick J. Hurley, Lori Watson, «A Concise Introduction to Logic», 13th Edition (2016)